Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Была ведомственная гостиница, а стала успешным бизнес-отелем
Рассказ директора Ирины Чанышевой о “Неожиданно хорошей гостинице”.
Справка
Построенное 52 года назад здание ведомственной гостиницы при ОАО “ЗМЗ”, взятое Заволжским моторным заводом в долгосрочную аренду, — муниципальная собственность. Еще полтора года назад гостиница была типичной, провинциальной, “совковой”.
Сейчас в концептуальном бизнес-отеле “Старая площадь” 16 номеров. Из них 13 — категории эконом (без шведского стола, и предоставления в номер халата и тапочек); один стандарт (с вышеозначенными услугами); один стандарт плюс; один двухкомнатный люкс; один студия на 30 кв. м со спальной и рабочей зонами и полным (то есть оборудованным биде) санузлом. Номера оснащены новой мебелью, телефонной связью, телевизорами, холодильниками или мини-барами. Переговорная комната на 12 персон в случае нужды может переоборудоваться в банкетный зал. При гостинице работает кафе “Старая площадь” на 50 посадочных мест.
Суточная стоимость проживания в гостинице колеблется от 900 рублей до четырех тысяч. По результатам текущей деятельности за первый квартал этого года рентабельность гостиницы превысила 20%.
Справка
Ирина Вячеславовна Чанышева родилась в 1959 году в г. Заволжье. По целевому направлению обкома комсомола поступила на историко-педагогический факультет Костромского педагогического института.
Начинала карьеру методистом Дома пионеров Городецкого гороно, работала секретарем комитета комсомола № 6, затем директором физкультурно-оздоровительного комплекса строительного треста № 6. В 1994 году получила приглашение возглавить гостиничный комплекс при ОАО “Заволжский моторный завод”. На ЗМЗ прошла профессиональную переподготовку, получив диплом Высшей школы экономики по программе “Управление предприятием и коммерция”.
Сейчас в заволжской гостинице “Старая площадь” живут итальянцы. Из апарт-отеля*, что на соседней улице, выехали японцы, однако следом приедут другие командированные жители Страны восходящего солнца. А на столе у директора уже лежит заявка с просьбой забронировать три номера для гостей из Южной Кореи и два — для американцев.
— Спрашиваю: “Как искали на карте страны наш городок с 43 тыс. населения — с микроскопом? Как узнали о нас?” Отвечают: “А нам о вашей гостинице рассказали в Москве”. Вот что такое репутация! — смеется директор.
— В конце 1994 года, когда я приступила к обязанностям “хозяйки гостиницы”, она находилась в плачевном состоянии: “удобства” в конце коридора, обветшалый номерной фонд, текущая крыша, внутренние коммуникации в предаварийном состоянии.
Но в 2001 году Заволжский моторный приобрел новый собственник — ОАО “Северсталь”. На завод приехали хорошо образованные, знающие несколько языков, часто бывающие в зарубежных командировках менеджеры. У предприятия стали активно расширяться международные контакты, а принимать иностранных партнеров было негде: в так называемом двухкомнатном люксе был санузел с ванной, но отсутствовала горячая вода (поставить же электрический водонагреватель было нельзя из-за критического состояния электропроводки). Иностранцев это вводило в прострацию.
Вопрос о выделении инвестиций на проект реконструкции рассматривался на совете директоров ООО “Северсталь-Авто”: сумма оказалась серьезной, потому что за все пятидесятилетнее существование в гостинице не было нормального капитального ремонта.
Что стоит гостиницу построить?
Разработка бизнес-плана вместе со специалистами отдела инвестиционного планирования и финансово-бюджетного управления заняла несколько месяцев, вспоминает Ирина Чанышева.
В инвестиционной заявке проект вначале классифицировался как имиджевый, но финансисты вскоре поставили жесткие условия: просчитать расходы и доходы, спрогнозировать посуточную выручку (из которой складывается месячная и годовая) по всем бизнес-направлениям. В первоначальном проекте предполагалось, что самые высокие доходы должны давать номерной фонд и кафе. Сауна, бильярдный и банкетный залы, работая не только на клиентов гостиницы, но и на жителей города, должны были сглаживать неравномерность спроса на гостиничные услуги (впоследствии реализация этой части проекта была отодвинута на более поздний срок). Четкое позиционирование на рынке, определение “своего” клиента, разработка маркетинговой стратегии — коллективными усилиями была сформирована концепция гостиницы как бизнес-отеля.
В совет директоров, на котором защищался инвестиционный проект, в основном входили люди московские. Один из членов совета носил негласное прозвище “господин Нет”.
— По совету тогдашнего директора по экономике и финансам Александра Владимировича Конюхова мы встретились с “господином Нет” накануне, — рассказывает Ирина Вячеславовна. — Нам удалось исчерпывающе ответить на все вопросы и, главное, показать объект инвестиций. Проект был принят, определена “сверхзадача”: построить гостиницу, по основным параметрам соответствующую уровню 3 звезды.
Осенью 2003 года начали ремонт, завершили его меньше чем за год. 25 сентября 2004 года приняли первых гостей, а 26-го в “Старой площади” поселился совет директоров — тот самый, который утверждал проект.
От бизнес-планов до реальной стройки
Стройка, на которой Ирина Чанышева исполняла функции заказчика, оказалась нервной. Бизнес-отель “Старая площадь” предназначен для проживания деловых людей, которые привыкли к тому, что розетка для мобильника или ноутбука в номере расположена на расстоянии вытянутой руки. Или к тому, что свет можно включить у входа в номер, а выключить у изголовья кровати (что требует определенной проводки).
— Генеральный директор строительной фирмы спорил: “Аргументируйте, зачем в номере такое количество розеток? Вашему клиенту трудно дойти до стола?” Или: ламинат должен соответствовать уровню не менее 32-го класса износостойкости, поскольку пол будет испытывать жесткие нагрузки — клиенты могут быть разными. Таких нюансов в гостиничном бизнесе — множество. Но к сожалению, проектанты и строители, понимающие эту специфику гостиничного бизнеса, в Нижегородской области в дефиците.
Принципиально важным стало возведение автономной газовой котельной (в этой части города нет горячего водоснабжения, везде стоят колонки). Построив ее, мы получили существенную экономию в затратах и относительную независимость от коммунальных служб. Конечно, содержание котельной дело хлопотное, но результат того стоил.
В гостинице появились несколько рекреационных зон. Одну из них сделали по требованию пожарных. Получилась курительная комната, где шумные итальянцы по вечерам общаются: курят, слушают музыку, пьют вино или пиво. Кроме мягкой мебели и пепельниц в холле стоит шахматный стол (там иногда международные матчи устраиваются).
— Основными постояльцами бизнес-отеля “Старая площадь” стали партнеры ОАО “ЗМЗ” и его дочерних предприятий, — продолжает рассказ директор. — Но иметь монопольного потребителя услуг, даже такого, как родное предприятие, крайне рискованно. Поэтому мы с самого начала стали активно работать с городскими предприятиями: Нижегородской ГЭС, Заволжским заводом гусеничных тягачей, ООО “Профиль”. В Заволжье приходят новые инвесторы: российские (ООО “RЯД”), европейские (компании “Фройденберг Политекс”, EagleBurgmann) — мы разрабатываем стратегию корпоративных продаж, ведем гибкую ценовую политику и успешно сотрудничаем.
Сегодня на Заволжском моторном заводе новые руководители, но подходы в отношении выполнения финансового плана стали более жесткими. Нам изначально были поставлены условия работать на рынке без всяких преференций со стороны ЗМЗ. На вторую очередь проекта деньги необходимо заработать самим.
Для чего нужны конкуренты?
Только в Заволжье насчитывается пять небольших частных гостиниц, предназначенных для проживания разного контингента гостей. Есть те, которые рассчитаны на очень скромные бюджеты, но у них есть преимущество: платная стоянка. Есть гостиницы, в которых номера практически скопированы со “Старой площади” (что здесь воспринимают как комплимент).
— В гостиницах конкурентов главное преимущество — сауна, бильярды и т. д. При этом хозяева сэкономили на звукоизоляции перегородок, и гости элементарно не могут выспаться. Случается, что часть наших гостей уходит туда и снова возвращается к нам. Почему? “Зайдя в душ, я увидел чужой черный волос. А у вас чисто всегда”, — услышала я ответ от одного “нашего” немца.
Но конкуренция — двигатель развития предприятия. Когда “дышат в спину”, не расслабишься и почивать на лаврах не будешь. Возможность оплатить услуги кредитными картами, сдать в стирку и чистку личные вещи, заказать ужин в номер, сделать немедленный перерасчет стоимости номера, если вдруг из крана (по вине коммунальщиков) потечет ржавая вода, — на таких “мелочах” строится атмосфера комфорта и радушия. Не разочаровать гостя, а предупредить его желания — вот высший пилотаж.
Наверное, поэтому самым приятным отзывом о работе гостиницы Ирина Чанышева считает запись в “Книге жалоб и предложений”: “Неожиданно хорошая гостиница!”.
* Коттедж для VIP-гостей (в Заволжье он на 6 номеров с прикрепленными к ним горничной и поваром на будние дни).
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook