Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Отели-одиночки не хотят в сети
Финансовый кризис снизил выручку многих отелей, особенно в регионах. Больше всех пострадали частные отели, не входящие в крупные сети, однако под крыло федеральных или международных брендов владельцы гостиниц не торопятся, пытаясь повысить доходы собственными силами.
Недавно аналитики Azimut Hotels Company провели исследование динамики финансовых показателей работы гостиниц за 2008–2009 годы и пришли к выводу о большей устойчивости в кризисных ситуациях сетевых отелей по сравнению с самостоятельными. В последних наблюдалось значительное снижение финансовых показателей. Показатели ADR (средняя цена номера) и RevPar (доходность номера) в 2009 году по сравнению с 2008 уменьшились на 17% и 40% соответственно. За этот же период, к примеру, в сетевых отелях «Азимут» показатели ADR и RevPar уменьшились на 2% и на 15%. «При спадах экономики управляющая компания должна гибче подходить к развитию бизнеса. Понимая, что спад загрузки – объективный процесс для всего рынка, мы стали активнее развивать сопутствующие направления, такие как сектор F&B, SPА и туристические услуги. Это дало существенную поддержку всем отелям сети», – поясняет логику авторов исследования финансовый директор Azimut Hotels Company Николай Филатов.
Впрочем, участники рынка оптимизма экспертов Azimut не разделяют, утверждая, что свои плюсы есть как у сетевых отелей, так и у частных, а сам по себе этот фактор далеко не самый важный для доходности гостиницы. Прибыльность отеля как в мирное, так и в кризисное время определяется его местоположением. «Отель не может сам по себе притягивать гостей, – рассуждает генеральный директор «ГОСТ Отель Менеджмент» Сергей Колесников. – Поэтому для успешного функционирования гостиницы город должен иметь нечто притягивающее гостей, а сам отель – выгодную локацию и грамотную концепцию. В противном случае никакая сеть не сможет вывести его в плюс». В пример он приводит гостиницу сети Hyatt в Екатеринбурге, которая там попросту не нужна, поэтому и работает в убыток.
«В гостиничном бизнесе есть такое правило: отель продает место его расположения, а оператор либо помогает этому процессу, либо нет, – отмечает вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова. – Поэтому если отель плохо расположен и не имеет центров притяжения, то сеть ему не поможет». Правда, она признает, что результаты по доходности номера и загрузке сетевых отелей действительно лучше, чем у частников. «Во время кризиса сетевые компании проявили себя более профессионально, чем владельцы частных отелей, – утверждает вице-президент Heliopark Group Дмитрий Степаненко. – В основном, это обусловлено высококвалифицированными специалистами разных отделов, которые имеют опыт реагирования и эффективных действий в условиях нестабильной экономики. А благодаря слаженной системе стандартов (единые стандарты сервиса, финансового менеджмента, корпоративного стиля, единого документооборота, управления персоналом, проектирования и комплектации отелей, IT-обеспечения) многие сетевые отели могли не пережидать кризис, а продолжать действовать и развиваться».
«Сетевые гостиницы оказались более устойчивыми к кризису, поскольку у них есть больший запас прочности по снижению издержек, более стабильный спрос за счет лояльности постоянных потребителей, больше возможностей по управлению заполняемостью за счет участия в глобальных системах бронирования и активной работы с туроператорами», – соглашается директор департамента консалтинга NAI Becar Маргарита Трофимова.
Впрочем, директор компании «Аптренд» Павел Анненков полагает, что более высокие показатели загрузки сетевых отелей в кризис связаны не столько с более развитыми технологиями, сколько с банальным демпингом. «У сетевых отелей существует мощная система бронирования, а также долгосрочные договоры с туристическими агентствами, что позволило не так сильно просесть продажам номеров в кризис. Также сетевые отели очень сильно демпинговали, чтобы загрузить свой номерной фонд, – многие на большие групповые заезды предлагали цены уровня стандартных отелей, которые ниже качеством».
Во время кризиса многие отельеры рассуждали о том, что, столкнувшись со снижением заполняемости и выручки, владельцы частных отелей начнут атаковать сетевых операторов с предложением взять их под свое крыло. Но прогнозы эти сбылись лишь частично. По словам Смирновой, массового перехода частных отелей под сетевые бренды не наблюдалось, а примеры носили единичный характер. Колесников также утверждает, что примеры были единичны и связаны не с кризисом, а непосредственно с делами владельца.
«Частное и личное управление всегда более эффективно, чем сетевое, – убежден Колесников. – Другой вопрос, как оно осуществляется. Если у владельца гостиницы еще десяток других бизнесов и «поуправлять» отелем он приезжает раз в неделю, то в таком случае ему, конечно же, лучше либо продать отель, либо перевести его под управление сети. Не факт, что от этого у него вырастет выручка, но головной боли будет меньше. То же самое актуально в том случае, когда отель покупался как игрушка для жены или детей, которые уже «наигрались». Такой отель тоже лучше отдать в надежные руки. В остальных же случаях смысла менять вывеску нет, а при невысоких показателях отеля необходимо провести внутренний аудит и выяснить очаг болезни».
Правда, сами сетевые операторы утверждают, что частные отели переходят под их крыло довольно активно. По словам Степаненко, во время кризиса в его компанию обращались владельцы гостиниц с просьбой оказать поддержку продаж номерного фонда в период низкой загрузки. Увеличилось и количество запросов по вступлению в сеть, причем это были предложения от владельцев отелей как на территории РФ, так и за рубежом. «Частные отели все больше приходят к мнению, что благодаря вступлению в сеть, обладающую едиными стандартами, гость может рассчитывать на равнозначный уровень качества (комфортабельность номеров, уровень обслуживания и сервис) в любом отеле сети, независимо от того, где он находится – в России или за границей», – поясняет Степаненко.
«В целом в стране начался процесс перехода несетевых отелей под крыло крупных сетевых операторов, – соглашается Анненков. – Это происходит в городах, где уже началась конкуренция между отелями, чего не было ранее. Сетевые отели, открываясь в крупных городах, могут долго держать такую же цену, что и небрендовые отели, при этом имея выше качеством сервис и интерьеры. Это заставляет несетевые отели задуматься о ребрендинге, чтобы конкурировать с сетевиками на том же уровне. С экспансией крупных международных брендов в России эта тенденция будет только продолжаться». В пример он приводит переход отеля «Шереметьевский» под бренд Park Inn.
Правда, по словам Анненкова, одного желания владельца гостиницы передать ее сетевому оператору мало: необходимо вложиться в переделку интерьеров, инженерных сетей в соответствии с требованиями сети. Также оператор не согласится управлять отелем, который не отвечает его стандартам по количеству и площади номеров. Именно наличие жестких требований к частным отелями во многом и сдерживает процесс консолидации гостиничного бизнеса. «Вряд ли можно говорить об устойчивом тренде консолидации отелей под крылом крупных сетевых операторов, – резюмирует директор департамента консалтинга Colliers International Полина Кондратенко. – Для частной гостиницы, испытывающей трудности, такое решение может быть интересным, в то время как у сетевых операторов существуют определенные требования и стандарты (количество и площадь номеров, наличие инфраструктурной составляющей, планировочные решения и др.), которым должна удовлетворять гостиница, чтобы войти в сеть. Очень многие гостиницы в России до таких требований не дотягивают».
Правда, отчаиваться не стоит, поскольку в крайнем случае отель можно продать грамотному инвестору, обладающему достаточными ресурсами для его спасения. В романе Артура Хейли «Отель» владелец частной гостиницы «Сент-Грегори» Уоррен Трент, не желавший продавать свое детище сетевой империи Кэртиса О’Кифа, сумел найти частного покупателя из числа скромных постояльцев, нежданно оказавшегося мультимиллионером. При этом он получил более высокую плату и сохранил за собой ряд полномочий. И такие чудеса бывают не только в сказках.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook