Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Станислав Ивашкевич: «Гостиницы нормально работают и приносят доход»
Гостиницы - это, пожалуй, единственный сектор недвижимости, где есть стабильный спрос. Несмотря на кризис, люди путешествуют, приезжают в командировки, проводят конференции, корпоративные мероприятия и т.д.
О ситуации в этом секторе мы поговорили со Станиславом Ивашкевичем, заместителем директора по развитию индустриального гостеприимства компании CBRE
Новые офисные здания сегодня не очень-то нужны арендаторам. Некоторые объекты даже перепрофилируются в гостиницы. В сфере ритейла ситуация ненамного лучше. Как вы оцениваете сектор гостиничной недвижимости?
Сегодня все гостиницы в Москве и большая часть в регионах заполнены. Безусловно, произошло определенное падение, но оно не критично, сегодняшние показатели соответствуют бизнес-планам, на которые изначально рассчитывали инвесторы. Просто мы спустились с небес на землю. Когда Toyota Corolla продавали по цене представительского Mercedes все было здорово. Доходность от номера была в районе $250-300, сейчас она стала $100. Но такая доходность и должна быть. Последние годы была аномальная ситуация и сейчас она нормализовалась. Такой рост цен ни к чему хорошему привести не мог и, слава богу, что все так закончилось: даже те гостиницы, по которым были сомнения, сегодня в полном порядке.
Какие гостиницы нужно строить?
В Москве нужно начинать строить недорогие гостиницы, желательно сотнями. Все последнее время гостиничный рынок ориентировался на руководителей предприятий. Представьте себе американского CEO, который в поисках возможности развития бизнеса приезжает в Россию. И где он останавливается? Кончено, в «The Ritz-Carlton», «Hyatt» или, в крайнем случае, в «SWISSOTEL». Он видит, что здесь полно денег, люди ездят на Bentley. Но когда помощники рассчитывают бюджет, они понимают: ни один бизнес кроме наркоторговли не окупит все это. Дальше тупик.
Мы должны исправлять эту ситуацию. Правительство Москвы должно реально принимать в этом деле участие, не так как оно это делает сейчас. Не должно оставаться в стороне и государство. Тот же Владимир Путин за последнее время несколько раз упомянул про гостиницы. Только подходить к этой проблеме нужно разумно. Не строить гостиницы с золотыми унитазами.
Где брать деньги на новые гостиничные проекты?
Там же где и все остальные берут. Должны создаваться инвестиционные фонды, работать банки. Деньги у всех есть, все ждут отмашки флажком. Сегодня офисные и торговые объекты не столь привлекательны, и у гостиничного сектора хорошие перспективы.
Были сложные времена зимой, когда люди отказывались от корпоративных праздников, отменяли командировки. Но в мае ситуация стабилизировалась, цены упали, но финансовые показатели остались на уровне. Гостиницы нормально работают и приносят доход.
Все программы, анонсированные мэром Лужковым, провалились. Что, на ваш взгляд, должно делать Правительство Москвы для развития гостиничного сектора?
Правительство должно делать. От разговоров перейти к делу. Взять несколько проектов и довести их до ума. Вот хотя бы «Россию» построить от и до. Что-то бы сдвинулось.
Нужна ли сегодня система классификации отелей, тема горячая. Какова ваша точка зрения?
Государственная система регулирования подобного бизнеса должна быть в любом случае. СНИПы, ГОСТы, специальные документы и т.д. Другое дело, что эта система должна быть разумной. Разговоры о том, что даже табуретки в санузлах должны соответствовать определенным требованиям, отбивает у инвесторов и операторов желание влезать в этот бизнес. Гостиница, в которой мы сейчас находимся («Холидей Инн Сущевский»), считается 4-звездной, а «Холидей Инн» на Пролетарке - 3-звездой. В чем они принципиально отличаются непонятно. Вот это нужно приводить в порядок, как-то регулировать.
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook